Главная страница
Основные символы в оккультизме
12.05.2012 06:18

Существуют мультикультурные символы, которые встречаются в разных частях света, которые сопровождают человечество на протяжении тысячелетий, проходя через эпохи. Эти символы использовались и используются в религии, магии, быту, архитектуре и имеют глубокий смысл. На их базе построено множество талисманов, гербов, фигур ритуалов, их используют при разделении пространства и для воздействия на скрытую реальность.

Крест

Возникновение образа креста, видимо, относится к неолиту, когда крест начинает появляться в разных сильно удалённых друг от друга традициях, становясь всё более геометричным; ср. показательные примеры из балканских или центральноевропейских неолитических и халколитических раскопок: блюда со знаком креста и змеиным мотивом (Тангыру, Румыния, 4000 до н. э.); четырёхчленные знаки на блюдах линейной керамики (Билани, Чехословакия). Можно предположить, что отдельные элементы этой фигуры возникали ещё в верхнем палеолите. В посленеолитическую эпоху крест становится почти универсальным символом единства жизни и смерти, засвидетельствованным в самых разных мифопоэтических и религиозных системах (включая мистические варианты и сциентистические формы мифологии), а также в вырожденном виде (бытовой орнамент, знак как таковой с окказиональной семантикой типа «внимание», «запрещено», «стой!» и т. п.).

В мифопоэтических и религиозных системах один из наиболее распространённых символов, нередко функционирующий как символ высших сакральных ценностей. Ритуальный знак креста занимает важное место в символике европейско-азиатского культурного круга, но известен и за его пределами — в Австралии, Океании, доколумбовой Америке. У африканцев (бушменов и готтентотов) крест символизирует божество, защиту в деторождении. Крест у ассирийцев и кельтов — сила Творца всего сущего, творческая сила, Солнце. В шумеро-семитской традиции вавилонский крест с неполной Луной возникает в связи с лунными божествами; ассирийский крест — это четыре направления, в которых светит солнце; крест-солнце носила только аристократия. В Финикии крест означал жизнь и здоровье. В Халдее крестом изображались шесть дней творения и шесть фаз времени и срока жизни мира. У некоторых древних народов Востока крест символизировал некое «висельное» дерево, на котором, согласно мифу, был распят бог урожая — он должен воскреснуть, когда дерево зазеленеет по весне.

У кельтов крест — фаллический символ, символ жизни, плодородие.

 

крест

Друиды поклонялись и Солнцу и Луне, в друидическом учении очень важна была концепция круглой формы. Если простой круг – символ луны, то равносторонний крест (ТАУ) представлял равенство, концепцию равного движения по всем направлениям одновременно (четыре направления Земли). Он виделся в форме, которая ловит ветер любого направления, символ воздуха. Кельтское христианство использовало и преобразовывало символы и идеи, знакомые друидам, жрецам кельтов, чтобы привести их к Христу.

У скандинавов и тевтонов тау-крест — это молот Тора, олицетворяющий гром, молнию, бурю, дождь, плодородие, а также силу богов бури.

В русской низовой традиции произошло полное отождествление названия креста с именем Христа и с обозначением верующих в крест и в Христа крест

(хрест, «крест» — Христос — хрес(ть)яне); впрочем, и научная этимология утверждает, что само русское название креста происходит от имени Христа, заимствованного из германских языков; ср. древневерхненемецкие Christ, Crist, Krist (другая точка зрения возводит это название креста к лат. crux).

У майя тау-крест — Древо Жизни и Пропитания. У мексиканцев — Древо Жизни, четыре ветра и плодородие. Это символ Тлалоса и Кетцалькоатля. Намек на вездесущность креста-символа явствует из сообщения потомка инков Гарсиласо де ла Вега, который пишет: «Цари инков владели в Куско крестом из красно-белого мрамора, который называется „кристаллическая яшма“; нет возможности сказать, с каких пор они им владели… Крест был квадратный, одинаковой ширины и высоты; он, вероятно, составлял три четверти локтя, скорее меньше, чем больше, каждая перекладина — три пальца в ширину и столько же в глубину. Он был мастерски высечен из одного цельного куска, углы тщательно отделанные, камень изящно отшлифованный и блестящий. Они хранили этот крест в одном из своих царских домов, которые они называют хуака, что означает „святое место“. Они не молились на него, но почитали его, возможно, из-за его прекрасной формы или по другой причине, которую они не в состоянии были назвать». У американских индейцев крест — форма человека, дождь, звезды, огонь от дров, девственность, четыре стороны света и четыре ветра. Северный ветер самый сильный, холодный и всепобеждающий гигант, голова и интеллект. Восточный ветер — сердце, источник жизни и любви. Западный — нежный ветер из духовной страны, последними вздох и уход в неизвестное. Южный ветер — место огня и страсти, плавящий и пожирающий. Центром креста являются земля и человек, движимый противоборствующими силами богов и ветров.

У индусов вертикаль креста — это раджас, расширение существования, саттвы или высшие небесные состояния; горизонталь — это тамас, нижние, более земные состояния. Крест ассоциируют со священным Гангом и с пересеченными палочками из огня, принадлежащими Агни.

В буддизме крест означает ось Колеса Закона и колеса сансары. У гностиков крест символизирует равновесие совершенств. В алхимии крест — природный порядок элементов, центральный пункт квинтэссенции.

Бейли подчеркивает огненный символизм креста и показывает, что во всех языках «крест» (crux, cruz, crowz, croaz, krois, krouz) имеет общую этимологическую основу на -ak, -иг или -as, означая «Свет Великого огня». Эвола предполагает, что крест является синтезом семи аспектов пространства и времени, потому что его форма такова, что сн как сохраняет, так и разрушает свободное движение; следовательно, крест является полной противоположностью Уроборосу, змее или дракону, олицетворяющему первобытный анархический динамизм, который предшествует созданию космоса и возникновению порядка. Этим объясняется тесная взаимосвязь между крестом и мечом, так как и тот, и другой держали в руках, сражаясь против первобытного чудовища.

В отличие от круга и квадрата, главная идея которых в качестве мифологических знаков состоит в разграничении внутреннего и внешнего пространства, крест подчёркивает идею центра и основных направлений, ведущих от центра (изнутри вовне). Конституирование зримого центра в кресте ставит дополнительный акцент на том, что является высшей ценностью системы, что иерархизирует и сакрализует всё пространство, определяя в нём линии и направления связей и зависимостей. Максимум сакральной силы креста полагается в том сакральном пространственном центре и в тот сакрально отмеченный момент, где и когда крест обретён, испытан и воздвигнут. Указывая на четыре стороны света, он лежит в основе всех символов ориентации: земной, небесной, пространственной и временной. Вертикальная ось связывает полюса относительно экватора, горизонтальная — соотносится с равноденствиями и солнцестояниями. В точке их пересечения находится центр. Космическая ось проходит через точки Зенит и Надир; направление Север-Юг является осью солнцестояния, а Восток-Запад — осью равноденствия Во многих культурах изображения системы мира часто даны в крестообразном оформлении (например, в древнемексиканском «Кодексе Фейервари-Майер»). Наряду с кругом выступает структурным элементом многих медитационных образов и храмов библейский рай с четырьмя вытекающими из него реками. Крест делит квадраты на равные четвертные части (например, идеальное устройство римского города с перекрещивающимися улицами, идущими с востока на запад и с севера на юг). Строившиеся и в более позднее время города разделялись на настоящие «городские кварталы»; даже средневековые схематические карты мира часто (наряду со схемой Т) составляются крестообразно, с Иерусалимом в центре. Крест часто выступает как модель человека или антропоморфного божества — антропоморфоцентричность креста и «крестообразность» человека с распростёртыми руками постоянно обыгрывается в ритуале, в фольклоре (ср. загадки), в мифологических и религиозных сюжетах.

Вместе с тем крест моделирует духовный аспект: восхождение духа, устремление к богу, к вечности. Структура храма [независимо от того, помещён ли алтарь в восточной части его или в центре (как в церкви Сан-Стефано Ротондо в Риме, 6 в., или в византийских церквах этого же типа) и является ли церковь в плане круглой, прямоугольной (квадратной) или соединённой кругло-прямоугольной] также моделируется крест как в её вертикальном аспекте, воспроизводящем вертикаль креста (уровень предстоящих, алтарь на возвышении, иконостас, воздвигнутый крест, божественные персонажи в куполе и на парусах), так и в горизонтальном аспекте, образуемом пересечением нефов [или одного нефа, определяемого линией от входа до алтаря (запад — восток)] с трансептом или халцидикой, прорезающей нефы в поперечном направлении (как в древней римской базилике святого Петра). Помещенный в мистический Центр космоса, он становится мостом или лестницей, при помощи которых душа может достичь Бога.

Крест выступает как геометризованный вариант древа мирового с теми же двумя основными координатами и семичленной системой космологической ориентации, но с обострённой антропоцентрической идеей. Характерно, что именно крест и структурно, и хронологически выступает как средостение между мировым древом (связанным, как правило, преимущественно с зооморфными образами) и человеком, как геометризованное описание того и другого. Крест может выступать как символ жизни и знак смерти. Особенность функционирования креста в этих двух противоположных сферах заключается как раз в постоянном синтезе этих сфер, приводящем к цепи (или колесу) рождений и смертей, к их взаимному проникновению друг в друга. Линия вертикальная -небесная, духовная и интеллектуальная, позитивная, активная, мужская; горизонтальная является земной, рациональной, пассивной, отрицательной и женской.

Греческий крест с равными лучами — связь мужского и женского, вертикального и горизонтального, положительного и отрицательного принципов, эмблема Гекаты как богини перекрёстков и т. п. Греческий крест имеет четыре конца равной длины.

Этот крест чаще используется не как символ Христа, но как символ Церкви Христовой.

Косой Crux decussata, или косой крест, позднее называвшийся крестом святого Андрея, нередко присутствует на античных монетах и стелах.

Андреевский крест (крест святого Андрея) — совершенство, число 10. Крест Св. Андрея в виде буквы X. Св. Андрею предпочел быть распятым на кресте, отличном от креста Христа, считая себя недостойным даже в муках уподобиться Спасителю. Символом смиренности в страдании. Крест в образе буквы «X» (лат. Crux decussata), был обнаружен на древних монетах и на стеллах — соединение Вышнего и Подземного царств, названный позднее крестом св. Андрея. «Андреевский крест» в форме X, на котором, по преданию, был казнен апостол Андрей и который появляется в виде крестовой метки как на доисторических костных останках, так и на магических инструментах колдовства (например, на «ноже друдов», который должен отгонять ведьм бури).

Св. Петра «Петровский крест» с перекладиной, установленной внизу, так как. по преданию, апостол был распят вниз головой на перевернутом кресте.

 

крест

Тевтонский Кресты рыцарей тевтонского ордена являются по своей форме четырехкратными Т-образными крестами, всплывающими в эпоху Меровингов и включенными в качестве «литургических крестов» в сакральное искусство.

В Австрии крест рыцарей тевтонского ордена был политическим символом «Отечественного фронта», который надеялся внедрить свой знак в отличие от свастики господствующего в Германии национал-социализма.

Из других видов дохристианских крестов внимания заслуживает т. н. тау-крест, или crux commissa (patibulata), то есть поперечный в виде буквы Т (виселица).

Для древних евреев он был символом ожидаемого мессии, спасения и вечной жизни, использовался как талисман («тав» — 22-я буква еврейского алфавита, ставшая объектом далеко идущих мистических спекуляций, включавших её в широкую сеть соответствий; числовое значение «тав» — 400). Традиция связывает тау-крест с крестом, поднятым Моисеем в пустыне; ср. также жест Оранты; для древних египтян тау-крест также связывался с идеей жизни и с мужским и женским принципами. Позднее этот крест назывался христианами крестом святого Антония.

Анкх - наиболее значимый символ у древних египтян, известный также как crux ansata, или «крест с рукояткой».

 

крест

В этом кресте объединены два символа: круг (как символ вечности) и подвешенный к нему тау-крест (как символ жизни); вместе они обозначают бессмертие и вечную жизнь. Этот крест символизирует также объединение мужского и женского божеств, Осириса и Изиды. В иероглифическом письме этот знак ставили со значением «жизнь», и он являлся часть слов «благосостояние» и «счастье».

 

крест

Анкх использовался женщинами в качестве защитного амулета, предназначенного для ношения на шее, поскольку считался, будто он помогает от бесплодия. Египтяне изображали анкх на амулетах, чтобы продлить жизнь на земле. Вера в силу анкха зиждилась на представлении о том, что именно так выглядит ключ, которым можно открыть врата смерти. Символ этого «ключа» ставили на стенках каналов в надежде, что он убережет от наводнений и колебания уровня воды. Некоторые предполагают, что анкх символизирует Древо Жизни: овал - это вечность, а расширение креста в длину и ширину - непреодолимое пространство. Возможно, он также символизирует солнце, поднимающееся над горизонтом.

Латинский crux immissa — то есть «вдетый», «просунутый крест»

В латинском кресте продольная перекладина длиннее поперечной. Три верхние ветви равны друг другу. Традиционно используется в качестве символа страстей Господних или искупления. Пять красных отметин или драгоценных камней, помещенных на кресте, — пять ран Христа.

Другие Крест с колесом в центре — чакра индусов, сила, величие, солярность. Крест, края которого расширяются к оконечностям, символизирует раскрытые крылья птицы, являющиеся эмблемой рыцарей Госпитальеров. Крест розы (пятилепестковый) — гармония, сердце, центр Даосский, крест ~ Древо Жизни, регенерация, скрытая мудрость, божественная сила и правление, жизнь предстоящая; молот богов грома, «мститель», «сокрушитель», боевой топор Тора. Двойной крест — солярный символ Зевса как бога Небес; появляется также на буддийских ступах и сопровождает халдейских богов Неба и арийских божеств. Крест с рукой — древний талисман против злого глаза. Крест с полумесяцем: полумесяц — это лунная барка, "женский воспринимающий элемент; крест — ось мачты и фаллический символ одновременно; вместе они олицетворяют союз мужского и женского, Неба и Земли.

Лилиеобразным крестом называют гербовую фигуру, в виде креста, на концах которого изображен геральдически упрощенный лилиеобразный символ. Иногда .тилисобразным называется крест, вставленный в лилию, у которого нижний конец заканчивается острием. Лилиеобразный крест является орденским знаком основанного в 1156 1. военного рыцарского ордена Алкантара в Кастилии. Стреловидный У стреловидного креста концы оформлены в виде наконечников стрел: он являлся политическим символом и назывался в Венгрии Nyilaskereszt (скрещенные стрелы); как эмблема тамошней фашистской партии в тридцатые годы. Он должен был напоминать о стрелах мадьярских завоевателей и, следовательно, о давнем величии мадьяр. Иерусалимский — преданность (ср. крест как знак веры и верности в контексте противопоставления «верных» верующих и «неверных» неверующих); В частности, следует упомянуть «иерусалимский крест» с четырьмя маленькими крестами на концах, который во время крестовых походов был гербом Иерусалимского королевства. Пять крестов (вместе) указывают на пять ран распятого Христа. Кельтский Сочетание креста и круга, при котором перекладины креста выходят за пределы круга, как у «ирландского высокого креста», называется Квестен-крестом или. короче, Квесте (англ. queste — поиски) и обозначает поиски рыцарских приключений в качестве испытаний.

Вписанный в круг, крест олицетворяет процесс творения и выступал когда-то символом солнца. Крест в круге означает подвижность солнца, колесо сансары и колесо фортуны. Христианская церковь построена так, что здание образует крест внутри круга церковного двора. (См. также круг). Масонский крест — это крест, вписанный в круг, означающий святое место и космический центр. Четыре измерения пространства в небесном круге символизируют тотальность, включающую в себя Великий Дух. Этот крест олицетворяет Космическое Древо, распространяющееся горизонтально над Землей и касающееся Небес через вертикальную центральную ось. Крест, вписанный в круг — у народов Азии, а также германцев — Солнце, годовая цикличность; основа в творческом начале, здоровье и жизнь; Крест внутри круга (колесный крест), имея космологическое значение, является также символом деления года на четыре сезона. Крест на круге крест и шар (обычно крест на шаре) — верховная власть, империя, торжество духовного; Крест на шаре — царство, верховная власть; шар, яблоко, держава — одна из почти непременных монархических инсигний, эмблема Солнца, земли; мужская и женская сущности. Крест, якорь и сердце — вера, надежда и любовь (милосердие). Крест и голубь крест и голубь — осенённость креста святым духом; крест из громовых перунов — священная эмблема, находящаяся в руках у китайских идолов и символизирующая божественную силу истинного учения, торжествующего над ложными учениями и мирскими заблуждениями; крест с покрывалом — соотносится с пребыванием Христа в могиле (в Шумере на алтари и гробницы возлагалось покрывало в память о солнечном боге, спустившемся в подземное царство); Вписанный в квадрат Крест в квадрате — китайский символ земли и стабильности. У китайцев крест в квадрате — символ земли, где круг означает Небеса.

Свастика

Один из наиболее архаичных символов, встречающийся уже в изображениях верхнего палеолита, в орнаменте многих народов в разных частях света. Свастика — обозначение благоприятного, счастливого объекта, изображается в виде креста с загнутыми (под углом или овально; чаще — в направлении часовой стрелки) концами. Свастика с древнейших времён весьма распространена в индийской культуре, где традиционно толковалась как солярный символ, знак света и щедрости. Засвидетельствована в традиционной символике Китая, Древнего Египта, в раннем христианстве (т. н. «гаммированный крест») и т. д. В новейшее время использовалась немецкими фашистами в качестве эмблемы «арийского» начала, что придало свастике одиозный характер в современном восприятии.

Распространена очень широко, но не повсеместно:
за исключением некоторых частей Африки и Шумера

Совершенно не встречалась в Центральной Африке и Нижней Месопотамии, встречается в Азии и в доарийской цивилизации долины Инда, обнаруживается во многих культурах Старого и Нового Света широко используется в индо-буддистком ареале (джайнизм, буддизм, вишнуизм) повсеместно встречается в доколумбовой Америке, как в Северной, так и в Южной; часто встречался у хеттов; обнаружен на керамике Кипра и Трои; довольно рано появился в Центральной, Западной и Северной Европе; в Исландии, Лапландии, Финляндии, дохристианской Ирландии и Шотландии; а также на Дальнем Востоке, в Средней Азии, в Индии, Месопотамии, на камнях в Микенах, а также у этрусков, у кельтов, у германцев; встречается она и в доколумбовой Америке, у индейцев, в частности, у навахов.

Точное и единственно верное значение свастики как графического символа указать невозможно в силу многих причин:
значение этого символа в доисторический период просто неизвестно
под наименование «свастика» объединены схожие внешне, но совершенно разные по своему происхождению и смыслу знаки
значительно число изображений, включающих в себя мотив свастики, имеют сугубо декоративное значение.
Свастика, называемая на Западе «гаммированным крестом» из-за схожести по форме с буквой греческого алфавита гамма, выступала символом жизни. Как и крест, вписанный в круг, свастика означает вращательное движение вокруг фиксированного центра, например солнца: действие Начала по отношению к миру. Рене Генон установил связь между этим символом и двойной спиралью, близкой к дальневосточной Тай-цзи. В христианском мире центр свастики воплощает Христа, а угловые «гаммы» — четырех евангелистов. В результате того, что, к несчастью, свастика была заимствована немецкими фашистами, этот символ претерпел деградацию — стал отвратительным символом нетерпимости и смерти. Последняя была эмблемой учрежденных в 1918 г. «Туле-общества» и «Бригады Эрхард», а в 1920 г. свастика, толкуемая Гитлером как знак «борьбы арийских народов», помещена на партийном знамени национал-социалистов.

Пересекающиеся свастики, называемые иногда «узлами Соломона» символизируют божественную непостижимость и беспредельность.

Загнутые под прямым углом концы креста указывают направление движения по кругу. обратная свастика является женским символом - на изображениях на лонном треугольнике Артемиды и Астарты с концами, загнутыми вправо, в Верхней Месопотамии связывалась с женским порождающим началом, ее часто изображали внизу живота великой семитской богини Иштар.
Прямая и обратная формы свастики — мужское и женское, солнечное и лунное начало, движение по и против часовой стрелки, а также, по-видимому, два полушария, небесную и хтоническую силу, восходящее весеннее и заходящее осеннее Солнце.

Основные значения:
вечные циклы, бесконечная смена времён года, непрерывное обновление, циклического возрождения, мистический центр, зенит с четырьмя сторонами Света, Солнце с лучами. 
Идея вращения вокруг неподвижного центра, проявление (воздействие на мир) Первичного начала. Энергия (солнечная), движение жизненных сил, четыре стороны Света, движение, солнцеворот, рождение молний, языки святого огня; а также бесконечность, круговорот жизни, власть высших божеств; власть Солнца, дождя и ветра, непредсказуемость выражения божественных желаний, благословение божества, жизнь, четыре фаллоса; здоровье, благополучие, счастье, долгожитие, возрождение, силу, смену поколений, творческую силу, земледелие, приспособление для рождения огня методом трения, знание, вознесение, взлет; проникновение в суть вещей… 
скорость, обороты вертушки для создания огня (Знак Прометея).
движение космоса и созидательной энергии
жизнь, движение, счастье, удачу — Индия.
четырех основных сил, сторон света, стихий

Древний Восток

Широко использовалась у хеттов. В культе сирийской богини Агартатис (финикийская Астарта, греческая Афродита) — символ жизни. Свидетельства, что обратная свастика является женским символом можно найти на изображениях Артемиды и Астарты, где она изображена на треугольнике вульвы с концами, загнутыми вправо, в Верхней Месопотамии связывалась с женским порождающим началом, ее часто изображали внизу живота великой семитской богини Иштар. У семитов она сопровождает другие солнечные символы, но изображается как символ женской порождающей силы на лобке у Астарты.

свастика

Античность

У греков в Средиземноморье крюки на крестах иногда свертывались на перекрестья или перегибались в виде меандра (орнамента). Он изображается также в виде учетверенной греческой буквы гамма.  Атрибут Зевса как бога Неба и Гелиоса как солнечного бога; встречается также у Геры, Цереры и Артемиды. 

Северная традиция

Мьёлнар, молот бога Тора. У бригантов в Англии, когда ассоциировался с языческой Бригитой или Невестой. У кельтов удача, появляется вместе с богами грома. 
У скандинавов и тевтонов в северогерманской (скандинавской) культуре крюкообразный крест обозначает амулет-символ — «молот Тора». это боевой топор или молот Тора как бога воздуха, грома и молнии, удача. Свастика встречается также в Исландии.

Европа

В Европе известен в первую очередь как политический символ с праиндогерманским или специфически германским смыслом. 
Как эмблема «арийской» расовой чистоты свастика используется перед Первой мировой войной членами антисемитских социалистических группировок в Германии и Австрии. Гитлер использовал присущий этому символу динамизм для нужд своей партии и в августе 1920 г. поместил свастику на нацистских знаменах, присвоив тем самым ее призывную силу. «Эффект был как от разорвавшейся бомбы», — писал Гитлер позднее.


Балтия

В Литве свастика имеет свойства талисмана, приносящего удачу, и используется ее санскритское название.


Славяне

В российском православном обиходе получила название: вращающийся крест, Солнцеворот, Посолонь. Этот символ в России прослеживается с древнейших времен как орнамент в украшении одежды, предметов быта, оружия, культовых изображений и сооружений. По материалам археологических исследований Россия является самой богатой территорией по применению свастики как религиозного и культурно-бытового символа - ни Европа, ни Индия не могут сравниться с Россией в изобилии свастик,

 

 

свастика

покрывающих русское оружие, стяги, национальный костюм, украшения (височное кольцо из серебра, культура вятичей, XII в.; навершие булавки, Новгород, XII век; кольца; пряжка, Новгород, XIII в.), дома, предметы быта и храмы, причём свастика используется как в качестве украшения с чисто эстетической функцией, так и в качестве обереговой символики.
Посолонь (правая свастика)

посолонь

— присутствие и покровительство Бога в повседневной жизни, изобилие, счастье, благополучие.
Солнцеворот (левая свастика)

— покровительство Бога в борьбе с врагами. Левая свастика изображалась на щитах воинов, на оружии, особенно часто — на колчанах для стрел.
С древнейших времен до начала XX века свастика считалась главным символом в орнаменте русского национального костюма. Размещалась на груди, по вороту и подолу как женского, так и мужского костюмов.


Тибет.

В Тибете считается знаком счастья и талисманом.

Китай.

Наблюдается уже ок. 2000 г. до н. э. в доарийской культуре Мохенджо-Даро (культуре Инда) и в Древнем Китае. 
Около 700 г. принимает в Китае значение числа 10000 («бесконечность»).
У китайцев: две свастики используются для изображения сил инь и ян. Это ранняя форма иероглифа «фан», означающего четыре предела космоса и земли. Будучи использована как рамка, означает «вань цзы», Десять Тысяч Вещей или последовательностей, то есть не имеющую ни начала, ни конца последовательность, бесконечное обновление жизни, вечность. Она символизирует также совершенство, движение, соответствующее закону, долгожительство, благословение, доброе предзнаменование, добрые пожелания. Она также — Громовая Спираль. Голубая свастика означает беспредельное совершенство Неба, красная — беспредельное совершенство добродетели сердца Будды, желтая — бесконечное процветание, зеленая — беспредельное совершенство, содержащееся в земледелии. Ориентированная по часовой стрелке свастика — сила ян, против часовой стрелки — сила инь.


Северная Америка

В символике североамериканских индейцев свастика связана со священным числом четыре, четырьмя богами ветров, четырьмя временами года.


Санскрит: свастика — творящие добро, от «свасти» — «успех», «удача»; и «асти» — «он есть», «он со мной». Популярнейший знак у индуистов, буддистов, синтоистов. 
У индуистов: начало, открытие, весть; знак на убранстве богов; знак первой страницы жизненного счета; знак, который кладут на пороге и дверях дома, как оберег от пожара, злого глаза, атрибут бога Ганеши
у кришнаитов — «Благодетельница» (Супартва), аналог Тартанкарув-избавителей, которые помогают умершим найти брод через реку в Царство мертвых. Знак, который четырьмя своими плечами способен помочь душе в ее возрождении; в мире животных и растений, в аду, среди людей на земле, в мире духов.
В Индии — движение Солнца по небу; указание, как следует двигаться вокруг алтаря, святого места,  левосторонняя — осеннее солнце, тьма, черная магия, несчастье, разрушение, смерть, ночь, знак богини Кали, повелительницы гибели, уничтожения.
Символ ведического бога огня и божественного плотника Агни (палочки для добывания огня), «мистический двойной Арани», а также Дьяуса, древнего арийского бога Неба, а позднее Индры. Ассоциируется также с Брамой, Сурьей, Вишну, Шивой и с Ганешей как первопроходцем и богом перекрестков. Свастика используется иногда для опечатывания кувшинов со святой водой из Ганга. Как древний символ ариев свастика считалась неиконическим изображением их высшего божества Солнца, и небесного бога Дьяуса.


Буддизм

У буддистов «Печать сердца Будды», эзотерическая доктрина Будды, колесо сансары. Один из Восьми Благоприятных Знаков на Отпечатках Ступней Будды. 
«закрученная» концами влево, — буддийский символ бесконечного цикла существования,
неподвижная сердцевина Колеса Становления.


Джайнизм

В джайнизме четыре согнутые в локте руки обозначают уровни бытия — божественный мир, человеческий мир, животный мир и преисподняя. 
У последователей джайнизма это божественная сила, Создатель Неба и Земли. Четыре руки символизируют четыре ступени существования: протоплазматическая жизнь, растения и животные, человек, небесные существа.
Свастика с тремя кругами над ней означает Три Драгоценности правильной веры, правильного знания и правильного поведения; с полумесяцем над ней — состояние освобождения (нарастающая Луна всегда становится более полной); свастика с одним кругом над полумесяцем — это символ состояния полного знания, всеведения.
Гностицизм.
Была секретным знаком гностиков и применялась вместо креста в христианской секте манихеев.
Гностические секты поздней античности использовали разновидность свастики, составленной из согнутых в коленях ног как тайный символ, сравнимый с трехосевым (трискешс) крестом.
Христианство
В православной традиции свастика является важнейшим символом и означает присутствие Бога.
Изображения свастики видны на иконе Христа-Вседержителя в Новгородском Софийском соборе.
На явленной в 1917 году иконе Богоматери Державной, мы можем увидеть изображенную на голове Богородицы левую свастику.

Ислам

У мусульман Азии свастика означает четыре стороны света и контроль над четырьмя временами года со стороны ангелов: Запад — Ангел Записывающий, Юг — Ангел- Смерти, Север — Ангел Жизни, Восток — Ангел Возвещающий.


Магия

В средневековой Европе — амулет-оберег от дурного глаза. 
играет важную роль в искусстве составления пантаклей; она приносит счастье. благоприятное воздействие оказывает, лишь когда «лапки» повернуты по часовой стрелки; в противном случае оказывает пагубное воздействие и называется саувастикой. В масонской традиции ее использовали в качестве символа, отводящего беду и зло. Смвол связан с вращающимися фигурами, которые первоначально выражали собой идеи смешивания семенной субстанции в материнской чаше. Высказывалось предположение, что четырехликий Гор и другие четырехликие боги несли ее символизм, в то время как граф Гоблет д’Алвиелла предположил, что свастика, crux ansata и крылатый диск были изначально одним и тем же символом, и потому взаимоисключающим. Он разделил древний мир на две зоны символизма, при этом свастика преобладала «во всем арийском мире, за исключением Персии, а crux ansata и крылатый диск никогда не сменяли друг друга». крест как четыре угла квадрата, над которыми движется по кругу Солнце, превращая их в круг (то есть округляя квадрат и делая квадратом круг кабалистического Алефа, символа первобытного движения Великого Дыхания, закручивающего хаос в центре творения.

Пентаграмма

Первые известные изображения пентаграммы происходят из Шумера и древнего Египта, стран, где по преданию зародилась магия. Нарисованные на глине пятиконечные звезды, найденные в развалинах древнего города Урука, по мнению ученых, датируются примерно 3500 г. до н. э..

Пентаграмма Древнего Шумера

пентаграмма

Изображения пентаграмм встречаются и на египетских статуях. Как сообщает в своей "Новой Энциклопедии Франк-масонства" Артур Уэйт, египтяне называли пентаграмму "звездой псоглавого Анубиса".
Геометрический символ гармонии, здоровья и мистических сил, связанный с символикой числа пять. Будучи бесконечной, пятиконечная звезда воспринимает значение, силу и совершенство круга. Подобно кругу, пентаграмма способна связывать злые силы и элементали, поэтому символизирует также удачу. Пять её вершин означают дух, воздух, огонь, воду и Землю. Это также символ брака, осуществления: пять её лучей представляют собой плодотворный союз тройки, мужского начала, и двойки — женского. Перевернутая пентаграмма в обыденном восприятии — символ разрушения, Дьявола (козлиная голова), похотливости и грубых инстинктов.

В то же время есть мнение, что связь перевёрнутой пентаграммы с сатаной — это ловушка, которую оставил Элифас Леви в своей работе. В пользу этой версии, кроме прочего, говорит и тот факт, что в начале истории христианства перевёрнутая пентаграмма трактовалась как символ Преображения Христа.

Пентаграмма Константина

пентаграмма

Именно перевёрнутая пентаграмма стоит на печати римского императора Константина, сделавшего христианство государственной религией и причисленного Церковью к лику святых.

Разгадку такого толкования следует искать в трудах древних каббалистов. Согласно им, перевёрнутая пентаграмма — это «Зеир Анпин», микропрозоп или «Малый Лик» Господа, который образуют на каббалистическом Древе Жизни шесть нижних Сефирот: Хесед-Гебура-Тиферет-Нетцах-Ход-Иесод. В то же время «Зеир Анпином» именуется Тиферет, Божественный Сын, через соединение с которым наш мир мог спастись.

У Пифагора и его учеников пентаграмма рассматривается как комбинация чисел два и три (соответственно — женское, земное и мужское, небесное начала), что определило её роль как символа союза небес и земли, мистической гармонии, а также микрокосма (человеческого тела и разума). Будучи священным символом телесно-духовной гармонии, пентаграмма также служит знаком пяти чувств, здоровья и богини Гигиеи.

пентаграмма

В этом последнем случае у вершин пентаграммы изображаются буквамы S, A, L, V, S.

Вписанная в круг (невидимый) пентаграмма, означает молчание посвящаемого: пять её концов — символ пяти лет молчания ученика, предшествующие посвящению.

Считается, что именно благодаря пифагорейцам «пентаграмма окончательно приобрела оккультное значение».
В 300—150 гг. до н. э. пентаграмма выступает (официальной) эмблемой Иерусалима.

Каббала
В Великом Искупительном Астральном Клише буквы символизируют волю божества, Слово как орган этой Воли; символ (шин/shin=300=21 аркан) означает механизм инволюции, материализации, т.е. Воплощения этого Слова. В данном случае пентаграмма представляется так.
Верхняя ее вершина будет то материальное оружие, которым эта воля оперирует в физическом плане. Это клише есть Наимогущественнейшая из пентаграмм всего астрального плана. Ей в ментальном плане соответствуют догматы Воплощения и искупления (Розенкрейцерские школы 16-18 столетий).
Если в этом же символе вы будете толковать не как Божию Волю, а как слабое ее отражение-волю отдельной человеческой личности, то символ сведется к обыкновенной человеческой пентаграмме.

Магия
Пентаграмма — один из наиболее часто и разнообразно используемых магических символов. Обычно, она служит охранительным знаком (против демонов), поэтому её изображения часто обнаруживаются на строениях (вырезанные на порогах, дверях и дверных балках), талисманах и амулетах (перстни), деревьях, скалах. Например, в альпийском регионе имеется большое число пентаграмм, высеченных на скалах в периоды позднего средневековья и раннего Нового времени, изображения которых сочетаются с христианскими символами и обозначениями половых органов, также воспринимаемых как обереги.

В магической практике пентаграмма рассматривается как средство обретения власти над земным и потусторонним мирами, её изображения часто служат основой разнообразных заклинательных символов и средств при магических ритуалах.
Под различными наименованиями (Звезда Микрокосма, пантакль Воли,) широко известен рисунок Агриппы Неттесгеймского, представляющий сознательного человека, фигура которого с распростёртыми конечностями вписана в пятиконечную звезду. Это изображение рассматривается как образ целостной личности (Человек-Микрокосм), дух и воля которого доминирует над материальностью четырёх стихий и собственными страстями (конечности).

 

 

В своём желании объять весь мир (четырехугольник) и, благодаря знанию управляющих им законов, такой человек стремится выйти за его пределы (верхний луч) к новому счастливому бытию. При этом, то как такой адепт использует доступные ему средства заклинания и овладения (во зло или во благо для окружающего мира) зависит лишь от го Воли.

Опрокинутая пентаграмма представляет фигуру человека, обращённого головой вниз — символ покоряемой страстями воли или пассивного человека, позволяющего злым духам подчинять себе его волю.

Довольно позднее «разделение» магии на светлую и чёрную способствовало закреплению за опрокинутой пентаграммой негативного значения как символа зла, Сатаны, извращения истинной природы человека, ведьмовства, некромантии и сатанизма. В этом качестве она обычно называется «ведьминой ногой», «копытом козла» и часто изображается с вписанной в неё козлиной головой. Подобная смысловая дивергенция (в частности, смена позитивного значения на негативное при переворачивании знака) характерна для всякой традиции с резким (этическим) противопоставлением добра и зла.

При начертании магической пентаграммы важно, чтобы она была вычерчена одним непрерывным движением и была замкнута, как это представлено в одной из сцен «Фауста» Гёте, в которой Мефистофель не может покинуть дом доктора пока мышь не прогрызает одну из линий, начертанного им пентакля. Часто подчёркивается важность последовательности вычерчивания знака: так «беломагический» способ рисования требует начинать с левого зубца, затем вести линию направо, оттуда налево, вниз и т. д., пока фигура не будет закончена в исходном пункте.

Гексаграмма

Печать Соломона, Соломонова печать — лат. Sigillum Salomonis 
Звезда Сиона, щит (звезда) Давида (Давидов);  лат. Scutum Davidis; шестиконечник
Гексаграмма широко распространенная во множестве древних культур и традиций, встречаясь уже на наскальных рисунках альпийского региона. Традиционное толкование усматривает в ней вселенский символ гармонического слияния дуалистических противоположностей. Это обстоятельство может быть подкреплено различной окраской треугольников: белой — у «огненного», мужского треугольника, обращённого вершиной вверх; чёрной — «водного» (влажного) треугольника, представляющего женское начало. «В мифологии и религиозных учениях вообще данный символ всегда ассоциируется с рождением бога или полубога как высшего выражения динамического сознания». Постепенно дуалистический символизм гесаграммы в космогонических спекуляциях вытесняется символизмом четырёх стихий. При этом гексаграмма «раскладывается» на четыре компоненты, включая «воздух» (треугольник вершиной вверх) и «землю» (горизонтально пересеченный треугольник вершиной вниз).

Гексаграмма наиболее употребима как «властный» магический символ в колдовских (и еретических) книгах. Как символ иудейства начинает использоваться (устойчиво, широко) начиная с XVIII в. В настоящее время является одной из конфессиональных эмблем иудаизма и государственным символом государства Израиль (изображён на его флаге).

В алхимии первоначально — муже-женская двойственность огня и воды. Позднее — союз четырех элементов; квинтэссенция — «пятый элемент»; праматерия, включающую в себя стихийные составляющие.

 

гексаграмма

Stauros (T) в центре фигуры указывает на процесс оплодотворения вертикальной чертой (активность) горизонтальной черты (пассивность), т.е. намекает на необходимость считать восходящий треугольник первоначальным, а нисходящий отраженным. Несколько толкований:

  1. Восходящий треугольник можно именовать треугольником Иисуса-он символизирует эволютивный процесс нашего Искупления. Тогда нисходящий треугольник будет треугольником Марии-элемента, участвовавшего в инволютивном процессе воплощения. Stauros будет показывать, что искупление-цель, а воплощение-средство.
  2. Рассматривая пентакль как знак макрокосма, т.е. как общую схему хода феноменов в природе, мы назовем восходящий треугольник-треугольником огня, символа возраждающих, очищающих процессов. Нисходящий треугольник получит название треугольника воды, символизирующей совокупность инволютивных, сгущающих, осложняющих процессов. Stauros даст нам понять, что жизнь густого, косного, сложного есть лишь отражение жизни лучезарного, тонкого, простого.

Материя обязана существованием Духа, а не наоборот…

 

Литература:

  • Мифы народов мира
    Энциклопедия: в 2-х т. / Гл. ред. С. А. Токарев. — М.: «Сов. Энциклопедия», 1991
  • Каббала. Что это? Составитель Б. М. СПб., Айю, 1999, 160 с. Научное издание
  • Wilson Т., The swastika, the earliest known symbol and its migrations, Wash., 1896 < MNME
  • PAN'S ASYLUM Oasis O.T.O.
Обновлено 21.03.2014 08:01
 
Сила воли в магии и факторы влияющие на концентрацию
20.04.2012 06:16


Сила воли имее ключевое значение в практической магии и всех техниках прямого воздействия (телепатия, телекинез, выделение астрального тела и др.). Каждый начинающий практик сталкивается с проблемами с концентрацией, когда не получается сосредоточиться на определенной мысли или идее и соответственно имеем отсутствие желаемого результата. Итак, чтобы сконцентрироваться и достичь результата, надо соблюдать три условия:

  1. Развитие силы воли. И в повседневной жизни и в магических практиках людям часто не хватает осознанности и обдуманности в решениях, словах и действиях. Многое совершается исключительно по привычке; бывало ли у вас, что поговорив с кем-нибудь, через 5-10 минут вы даже не можете вспомнить о чем шла речь? И причина не в проблемах памяти, а в том, что разговор состоял из шаблонных фраз, которые собеседники говорили друг другу на уровне рефлекса без участия мыслительного процесса. Безусловно так проще существовать в условиях современной динамичной жизни, но этот путь не подходит для человека, стремящегося развиваться и добиваться своей цели. Попробуйте вести осмысленную жизнь и в первую очередь рекомендую отказаться от просмотра телевизора (название зомбоящик подходит идеально), это будет вашим первым шагом к просветлению и развитию силы воли. Далее рассмотрим упражнения по развитию силы воли, которые надо делать регулярно каждый день в течение месяца(в дальнейшем на собственное усмотрение), желательно в одно и то же время. Выберите одно подходящее для вас и занимайтесь.
    • Каждый день утром после пробуждения сконцентрируйте взгляд на секундной стрелке часов. Удерживайте взгляд на стрелке сначала в течение минуты, увеличивая до 5 минут со временем. При этом постарайтесь избавиться от посторонних мыслей.
    • Каждый день концентрируйте взгляд  на небольшой чёрной точке напротив вас.Положение тела-удобное,расслабленное,мыслей нет,позвоночник прямой.Следует представлять,что из ваших глаз и из района переносицы исходят лучи,которые буквально приклеиваются к точке. Упражнение начинают с пяти минут, увеличивая до пятнадцати. развивает не только силу воли, но и взгляд.
    • Медитация на мантрах, дыхании или предмете помогает достигнуть углубленной степени сознания и расслабления, необходимых для многих практик.
  2. Вспомогательные средства помогают в концентрации, если настроить свое подсознание на определенные атрибуты, это будет помогать в достижении желаемого.
    • Расслабляющая музыка используется при медитации, важно так подобрать мелодию, чтобы она не раздражала, но способствовала бы расслаблению.
    • Благовония, курения, ладаны, фимиамы создают непривычную атмосферу, таким образом отодвигая посторонние мысли и помогая концентрации. Кроме этого натуральные ладаны являются традиционной жертвой Богу и призывают духов, что имеет большое значение в ритуальной магии.
    • Атрибуты ритуальной магии тоже помогают в направленном ментальном воздействии, особенно если они настроены на хозяина.
  3. Отсутствие помех. Не должно быть не только явных помех, как громкие резкие звуки или яркий слепящий свет; но и угрозы помехи, вроде мыслей: «сейчас зазвонит телефон» или «сейчас кто-нибудь войдет». Вы должны быть уверены что вас не потревожат и по возможности спокойны. Стоит воздержаться от бодрящих напитков и алкоголя перед упражнениями.

 

 

Следуя описанным условиям вы обязательно добьетесь результата. И помните, идти надо от простого к сложному, не стоит через неделю медитаций пытаться зажечь свечу силой мысли, это лишь упрочнит ваш скептицизм. Развиваться надо постоянно и планомерно, возможно в течение нескольких месяцев, но в итоге результат обязательно будет, а вместе с ним прийдет и прозрение.

Обновлено 28.10.2012 22:17
 
« ПерваяПредыдущая31323334353637СледующаяПоследняя »

Страница 37 из 37

Поисковый анализ сайта

Мифологическая энциклопедия монстров, духов и богов со всего мираКаталог сайтов Всего.RUТаинственное, неведомое, загадочное Орден Пути

Рейтинг@Mail.ru