Большой адронный коллайдер (БАК) остановлен, но продолжает "сотрясать" основы мироздания. Уже, правда, не в прямом смысле, моделируя Большой взрыв, а переносном. Ученые разбираются в результатах экспериментов и приходят, мягко говоря, в недоумение.
Из анализа накопленных данных следует: бозон Хиггса не один. Как минимум их два.

Бозон Хиггса или просто Хиггс - это элементарная частица. Физики всего мира мечтали обнаружить ее на протяжении нескольких десятилетий. Называли божественной частицей, частицей Бога. Потому что именно ее - всего одной - не хватало для окончательного торжества Стандартной модели - теории, которая довольно складно объясняет устройство окружающего мира и его материи. Ведь по этой теории частица Бога наделяет массой вещество во Вселенной - делает "весомыми" все другие частицы. 

Бозон Хиггса искали, сталкивая и разбивая вдребезги протоны, несущиеся в БАКе почти со скоростью света друг на друга. Тем самым сотрясали так называемое поле Хиггса, квантами которого являются те самые бозоны Хиггса.

 

Увидеть частицу Бога непосредственно - практически невозможно. Слишком уж ничтожно время ее жизни. Вытряхнутый бозон тут же распадается на другие частицы. А вот они уже уловимы.

Прикинув вероятные пути распада бозона Хиггса теоретически, физики искали их в экспериментах. И якобы нашли: 4 июля 2012 года ученые Европейской организации ядерных исследований (CERN) объявили о сенсационном открытии. И пригласили самого Хиггса - Питера Хиггса, который еще в 1964 году предсказал существование бозона, названного потом его именем. Сейчас этому британскому ученому 83 год. Он почетный профессор Эдинбургского университета.

Данные, которые позволили заявить об открытии бозона Хиггса, были получены в экспериментах, проведенных в 2011 и 2012 годах. Тогда - в июле, анализ их еще продолжался. И вот сейчас, приблизившись к завершению, он принес очередную сенсацию.

Результаты свидетельствовали: был зарегистрирован не один пик распада, порожденного бозоном Хиггса, а сразу два. Два четких пика. А такое недоразумение могло случиться, если экспериментаторы "вытрясли" у Бога сразу две его частицы. И не одну за другой, а две одновременно. И разные. Один распад - на Z-бозоны - соответствовал частице Бога с массой 123,5 Гигаэлектронвольт (ГэВ), другой - на гамма-фотоны давал понять, что существует еще одна божественная частица с массой 126,6 ГэВ. Статистически значимые сигналы дали детекторы ATLAS и CMS Большого адронного коллайдера.

Что теперь делать с двумя бозонами Хиггса, пока никто не знает. Ведь по Стандартной модели положен один. Существование нескольких допускают конкурирующие модели мироздания. Например, теория суперсимметрии - SUSY, как ее называют, где у каждой частицы есть двойники. Однако данные, полученные в других экспериментах на БАКе, свидетельствуют, что эту самую SUSY не стоит принимать во внимание. Окружающий мир ей не соответствует...


 

Владимир Лаговский

kp.ru

Зарегистрируйтесь (форма справа) чтобы комментировать