Образ русалки общеизвестен: красивая женщина, которая наполовину - рыба, а наполовину - человек. Первые упоминания о русалках и земноводных богах сделаны за тысячу лет до н.э. ассирийской клинописью. Следует упомянуть Дагона, Дагана, Одакона древних шумеров, финикийцев, филистимлян и других народов Междуречья и Средиземноморья.

 

  Ассирийцы верили, что начало русалочьему народу положила богиня Атаргатис, мать той самой знаменитой царицы Семирамиды, висячие сады которой стали одним из семи чудес света Древнего мира.

  Древние греки, в свою очередь, признали Атаргатис под именем Деркето. Более того, знаменитый философ Анаксимандр из Милета (VII-VI вв. до н.э.) предположил, что все человечество произошло от потомков этой богини. В Сирии и Древнем Египте некоторые моряки, почитавшие Деркето, не ели рыбу, опасаясь разгневать богиню и надеясь таким воздержанием снискать ее милость.

  Атаргатис полюбила простого смертного пастуха, но по неосторожности убила его. В отчаянии она прыгнула в озеро и попыталась превратиться в рыбу, но это ей удалось только наполовину: она осталась прекрасной женщиной выше пояса и стала рыбой ниже. Вавилоняне позаимствовали эту историю у ассирийцев, называя героиню мифа именем Эа. (В других вариантах вавилонских сказаний Эа - мужчина, бог, владыка волн. Именно он позже трансформировался в Посейдона или Нептуна.) Вавилоняне же к истории про Эа добавили еще притчу про бога Оаннеса, который долго приспосабливался к земной жизни и тасовал различные обличья, пока, наконец, не принял наиболее удобную для себя - с торсом мужчины и рыбьим хвостом.

  По свидетельству вавилонского жреца Бероса, жившего в IV-III вв. до н.э., цивилизацию на нашу планету принесли земноводные существа. Первым из моря появилось разумное животное по имени Оаннес. Тело у него было рыбьим, а под рыбьей головой находилась другая человеческая голова, внизу же были ноги, как у человека и за ними рыбий хвост. Голос его был человеческим, а язык понятным. Днем это Существо обычно беседовало с людьми, но пищу в это время не принимало. Оно дало людям письменность, науки и искусства. Оно научило их строить дома, возводить храмы, устанавливать законы правления и разбираться в основах геометрии. Оно показало им семена полезных растений и научило собирать плоды. Когда же солнце садилось, это существо отправлялось в море и проводило всю ночь в его глубинах, ибо оно было земноводным.

  Спустя очень длительное время вышли из моря на сушу еще четверо подобных существ- полудемонов и звали их Эвдок, Энеугам, Энеубол и Анемент. В правлении же Эвдореша появился пятый, его звали Анодаф.

  А в шумерской литературе (IV-III тысячелетия до н.э.) один из главных Богов Небожителей Энки действительно считался земноводным существом, о котором свидетельствует следующая фраза: "Энки в болотах, в болотах лежит, простираясь".

  В классическом сочинении Александра Полигистора русалки, эти необычайные существа, которые в далекое время населяли нашу Землю, описываются также как земноводные. По его словам, они предпочитали на ночь возвращаться в море, а днем могли оставаться на суше.

  Здесь следует отметить, что в древнегреческой мифологии имеется множество других земноводных персонажей с человеческими телами и рыбьими хвостами: это "Морские старцы" Нерей, Протей, Тритон, Главк и другие, Владыка моря Посейдон и первый царь Аттики Кекроп, который основал Афины. Сыновья Кекропа также были наполовину людьми, а наполовину - змеями. Следует упомянуть и древнегреческую и древнеримскую богиню Артемиду Эфесскую и многогрудую Диану.

  Заслуживают особого внимания сведения о "земноводной" природе Исиды и Осириса, представляющие собой один из наиболее тщательно охраняемых секретов древнеегипетских жрецов. В расположенной недалеко от Византии древней Фригии археологи нашли очень странные статуэтки, изображающие богиню Исиду и ее мужа Осириса-Сераписа в виде людей с рыбьими хвостами.

  Китайцы полагали, что основание их древней цивилизации было заложено земноводным существом с человеческой головой и рыбьим (змеиным) хвостом по имени Фу Си, жившим более 3000 лет до н.э. А его женой была змеехвостая Ни Гуа (Нюйва). Известно изображение небесного императора Фу Си вместе со своим семейством. В руке он держит угольник, являющийся символом вклада в развитие земной цивилизации. Фу Си считается автором триграмм и гексограмм, представленных в Книге Перемен. Китайский историк Сыма Чжэн в 720 г. н.э. писал, что у Фу Си было тело змеи, голова человека и добродетели мудреца. Он научил людей письменности, наукам и искусствам.

  Что касается китайских русалок, то они, как и древнегреческие сирены, тоже замечательно поют, повергая моряков сначала в кому, а уж потом - в разряд утопленников. А если они рыдают, то слезы их становятся жемчужинами. Они замечательно ткут прозрачные, дорогие одеяния. Китайцы к ним относятся как мы - к блондинкам: женщины дивной красоты, но весьма недалекие, их даже поймать довольно легко. Рождаются китайские русалки с пурпурным хвостом, "который пахнет счастьем", но если в жизни их случается смерть или тяжелое горе, то хвост "начинает пахнуть печалью". Каждый уважающий себя китайский рыбак мечтает поймать русалку и понюхать счастливый пурпурный хвост.

  Одна из ипостасей могучего бога Вишну в индуизме - получеловек-полурыба с четырьмя руками, две из которых держат большую морскую раковину и колесо, а две другие - либо лотос, либо жезл. В камбоджийской и тайской версиях древнеиндийского эпоса "Рамаяна" принцесса-русалка Суваннамакча (дословно "золотая русалка") пытается сначала помешать божественной обезьяне Хануману построить мост с континента на остров Цейлон, но потом влюбляется в него. В сборнике "Тысяча и одна ночь" образ морской девы - джулланар - встречается неоднократно. Причем, никаких там глупостей в виде рыбьих хвостов и чешуи: вполне обычные люди, способные, однако, дышать и жить под водой. Они охотно сожительствуют с земными мужчинами, и дети таких союзов тоже обретают столь ценный дар. Например, Шахерезада, рассказывая историю рыбака Абдуллы, описывает, как он научился дышать под водой и обнаружил на дне моря живущую там по законам примитивного коммунизма человеческую общину, которой неизвестна сама концепция денег и личной собственности. В то же время эти арабские ихтиандры владели передовыми технологиями, неизвестными обитателям суши.

  Русский фольклор, в отличие от западноевропейского и в унисон с арабской традицией избавил своих русалок от тяжеловесного рыбьего хвоста: он расценивает их как вернувшихся к жизни утопленниц, а также повзрослевших девочек, которые в свое время умерли до крещения и поэтому не имеют имен. Русские русалки с "нормальными", и даже стройными, ногами - очень привлекательные женщины, способные, подобно древнегреческим сиренам, увлечь за собой любого мужчину, погубить его в пучине ласковых объятий и темной воды. Отличительным признаком русских русалок стали распущенные волосы, что на Руси считалось недопустимой вольностью для обычных крестьянских девушек. Отсюда и народная характеристика женщины с распущенными волосами: "Ходит как русалка". Собственно, само слово "русалка" фигурировало исключительно в художественной литературе: в российской глубинке обольстительных обитательниц речных и озерных омутов именовали купалками, шутихами, лоскотухами и разными другими именами. Слово же "русалка", по мнению знаменитого историка С. Соловьева, произошло от доминирующего среди этих существ цвета русых волос.

  В легендах и сказаниях славян также часто даются подробные описания этих человекообразных существ. Их можно условно подразделить на несколько категорий:

  1. Водяницы с человеческими ликами, у которых вместо рук и ног были плавники-ласты. Этот вид отдаленно напоминает морских тюленеобразных млекопитающих.
  2. Берегини - водяные полудевы, имеющие человекообразный облик, руки, груди и ластообразный хвост. Иногда их еще называли Речными девами, Свитежанками, Плюсконами, Богуньками и, кстати, конкретноР усалками.
  3. Среди Водяниц встречались особи мужского пола, названные Водниками или Водяными.
  4. Среди Берегинь мужские особи назывались Езерниками, Озерниками или Озорниками.
  5. Водан, или Водон, он же Морской Бог Посей-Дон ("дон" на старославянском - "река"). Согласно древним легендам, являлся прародителем человеческого рода Атлантов. Имел голову, туловище и руки, как у человека, а нижняя часть его тела заканчивалась дельфинообразным хвостом с ластами. В сказаниях славян его еще называют Морской Змей или Морской Царь.

  Широко также распространено поверье, что в особую, Русальную (Духовскую) неделю русалки ходят нагими по лесу и пытаются обратиться к людям с просьбой дать им имя и одежду. В такой просьбе русалке отказывать ни в коем случае нельзя: она отомстит за обиду и непременно погубит. Им непременно нужно бросить платок, любую одежку, даже просто рукав от платья оторвать, если нет под рукой ничего другого. Считается также, что русалки похищают у заснувших без молитвы женщин различные вещи и еду.

Иллюстрация Wenqing Yan

  Греческий философ Элладий (в изложении Фотия 820-893 гг. н.э.) рассказывает историю человека по имени Оэ (Яйцеголовый), который появился из вод Красного моря. У него было тело рыбы, но человеческие руки, ноги и голова, и он учил людей астрономии и грамматике. Далее философ говорит: "Кое-кто утверждает, что он вышел из Великого Яйца (очевидно, космического аппарата, приводнившегося на море - почему и получил такое имя) и что на самом деле он был человеком, но одетым в "рыбью чешую" (космический скафандр). Из других источников сообщается также, что когда этот яйцеобразный корабль опускался в воду реки, то он начинал под водой ярко светиться.

  В наши дни русалки отнюдь не пропали. Где они только не встречаются - от Ньюфаундленда до Больших Зондских островов. Два подробно документированных случая зафиксированы на побережье близ канадских городов Ванкувер (между 1870 и 1890 гг.) и Виктория (1967 г.). В Карибском море, похоже, русалок не меньше, чем сельди в Северной Атлантике: аборигенное население многочисленных островных государств региона называет их айкайя и советует при встрече дарить им цветок гибискуса. Гаитянский культ вуду посвящает им специальные религиозные церемонии.

  В феврале прошлого года работы на двух резервуарах близ городов Гокве и Мутаре в Зимбабве были прекращены, поскольку рабочие отказывались выходить на смену. Руководству они заявили: "Русалки от нас потребовали под страхом смерти покинуть этот район". Об инциденте был извещен министр водных ресурсов Самуэль Сипепа Нкомо, который, в свою очередь, проинформировал о случившемся правительство страны.

  По свидетельству очевидцев, показанных недавно в одном российском научно - популярном фильме, военные аквалангисты в Ладожском озере обнаружили недалеко от берега плавающих на небольшой глубине нескольких необычно больших человекообразных существ, и им была дана команда выловить хотя бы одного из них. Но как только военные аквалангисты приблизились к этим удивительным подводным существам, то тут же были подвержены какому-то необычному воздействию, в результате которого они на короткое время потеряли сознание и очнулись только на поверхности воды. По своим характерным признакам это необычное воздействие на людей, очень сильно напоминало действие электрошока.

Источник echo.az

Зарегистрируйтесь (форма справа) чтобы комментировать