- Информация о материале
- Опубликовано: 08 августа 2013
- Обновлено: 16 октября 2018
- Просмотров: 3369
Образ русалки общеизвестен: красивая женщина, которая наполовину - рыба, а наполовину - человек. Первые упоминания о русалках и земноводных богах сделаны за тысячу лет до н.э. ассирийской клинописью. Следует упомянуть Дагона, Дагана, Одакона древних шумеров, финикийцев, филистимлян и других народов Междуречья и Средиземноморья.
Ассирийцы верили, что начало русалочьему народу положила богиня Атаргатис, мать той самой знаменитой царицы Семирамиды, висячие сады которой стали одним из семи чудес света Древнего мира.
Древние греки, в свою очередь, признали Атаргатис под именем Деркето. Более того, знаменитый философ Анаксимандр из Милета (VII-VI вв. до н.э.) предположил, что все человечество произошло от потомков этой богини. В Сирии и Древнем Египте некоторые моряки, почитавшие Деркето, не ели рыбу, опасаясь разгневать богиню и надеясь таким воздержанием снискать ее милость.
Атаргатис полюбила простого смертного пастуха, но по неосторожности убила его. В отчаянии она прыгнула в озеро и попыталась превратиться в рыбу, но это ей удалось только наполовину: она осталась прекрасной женщиной выше пояса и стала рыбой ниже. Вавилоняне позаимствовали эту историю у ассирийцев, называя героиню мифа именем Эа. (В других вариантах вавилонских сказаний Эа - мужчина, бог, владыка волн. Именно он позже трансформировался в Посейдона или Нептуна.) Вавилоняне же к истории про Эа добавили еще притчу про бога Оаннеса, который долго приспосабливался к земной жизни и тасовал различные обличья, пока, наконец, не принял наиболее удобную для себя - с торсом мужчины и рыбьим хвостом.
По свидетельству вавилонского жреца Бероса, жившего в IV-III вв. до н.э., цивилизацию на нашу планету принесли земноводные существа. Первым из моря появилось разумное животное по имени Оаннес. Тело у него было рыбьим, а под рыбьей головой находилась другая человеческая голова, внизу же были ноги, как у человека и за ними рыбий хвост. Голос его был человеческим, а язык понятным. Днем это Существо обычно беседовало с людьми, но пищу в это время не принимало. Оно дало людям письменность, науки и искусства. Оно научило их строить дома, возводить храмы, устанавливать законы правления и разбираться в основах геометрии. Оно показало им семена полезных растений и научило собирать плоды. Когда же солнце садилось, это существо отправлялось в море и проводило всю ночь в его глубинах, ибо оно было земноводным.
Спустя очень длительное время вышли из моря на сушу еще четверо подобных существ- полудемонов и звали их Эвдок, Энеугам, Энеубол и Анемент. В правлении же Эвдореша появился пятый, его звали Анодаф.
А в шумерской литературе (IV-III тысячелетия до н.э.) один из главных Богов Небожителей Энки действительно считался земноводным существом, о котором свидетельствует следующая фраза: "Энки в болотах, в болотах лежит, простираясь".
В классическом сочинении Александра Полигистора русалки, эти необычайные существа, которые в далекое время населяли нашу Землю, описываются также как земноводные. По его словам, они предпочитали на ночь возвращаться в море, а днем могли оставаться на суше.
Здесь следует отметить, что в древнегреческой мифологии имеется множество других земноводных персонажей с человеческими телами и рыбьими хвостами: это "Морские старцы" Нерей, Протей, Тритон, Главк и другие, Владыка моря Посейдон и первый царь Аттики Кекроп, который основал Афины. Сыновья Кекропа также были наполовину людьми, а наполовину - змеями. Следует упомянуть и древнегреческую и древнеримскую богиню Артемиду Эфесскую и многогрудую Диану.
Заслуживают особого внимания сведения о "земноводной" природе Исиды и Осириса, представляющие собой один из наиболее тщательно охраняемых секретов древнеегипетских жрецов. В расположенной недалеко от Византии древней Фригии археологи нашли очень странные статуэтки, изображающие богиню Исиду и ее мужа Осириса-Сераписа в виде людей с рыбьими хвостами.
Китайцы полагали, что основание их древней цивилизации было заложено земноводным существом с человеческой головой и рыбьим (змеиным) хвостом по имени Фу Си, жившим более 3000 лет до н.э. А его женой была змеехвостая Ни Гуа (Нюйва). Известно изображение небесного императора Фу Си вместе со своим семейством. В руке он держит угольник, являющийся символом вклада в развитие земной цивилизации. Фу Си считается автором триграмм и гексограмм, представленных в Книге Перемен. Китайский историк Сыма Чжэн в 720 г. н.э. писал, что у Фу Си было тело змеи, голова человека и добродетели мудреца. Он научил людей письменности, наукам и искусствам.
Что касается китайских русалок, то они, как и древнегреческие сирены, тоже замечательно поют, повергая моряков сначала в кому, а уж потом - в разряд утопленников. А если они рыдают, то слезы их становятся жемчужинами. Они замечательно ткут прозрачные, дорогие одеяния. Китайцы к ним относятся как мы - к блондинкам: женщины дивной красоты, но весьма недалекие, их даже поймать довольно легко. Рождаются китайские русалки с пурпурным хвостом, "который пахнет счастьем", но если в жизни их случается смерть или тяжелое горе, то хвост "начинает пахнуть печалью". Каждый уважающий себя китайский рыбак мечтает поймать русалку и понюхать счастливый пурпурный хвост.
Одна из ипостасей могучего бога Вишну в индуизме - получеловек-полурыба с четырьмя руками, две из которых держат большую морскую раковину и колесо, а две другие - либо лотос, либо жезл. В камбоджийской и тайской версиях древнеиндийского эпоса "Рамаяна" принцесса-русалка Суваннамакча (дословно "золотая русалка") пытается сначала помешать божественной обезьяне Хануману построить мост с континента на остров Цейлон, но потом влюбляется в него. В сборнике "Тысяча и одна ночь" образ морской девы - джулланар - встречается неоднократно. Причем, никаких там глупостей в виде рыбьих хвостов и чешуи: вполне обычные люди, способные, однако, дышать и жить под водой. Они охотно сожительствуют с земными мужчинами, и дети таких союзов тоже обретают столь ценный дар. Например, Шахерезада, рассказывая историю рыбака Абдуллы, описывает, как он научился дышать под водой и обнаружил на дне моря живущую там по законам примитивного коммунизма человеческую общину, которой неизвестна сама концепция денег и личной собственности. В то же время эти арабские ихтиандры владели передовыми технологиями, неизвестными обитателям суши.
Русский фольклор, в отличие от западноевропейского и в унисон с арабской традицией избавил своих русалок от тяжеловесного рыбьего хвоста: он расценивает их как вернувшихся к жизни утопленниц, а также повзрослевших девочек, которые в свое время умерли до крещения и поэтому не имеют имен. Русские русалки с "нормальными", и даже стройными, ногами - очень привлекательные женщины, способные, подобно древнегреческим сиренам, увлечь за собой любого мужчину, погубить его в пучине ласковых объятий и темной воды. Отличительным признаком русских русалок стали распущенные волосы, что на Руси считалось недопустимой вольностью для обычных крестьянских девушек. Отсюда и народная характеристика женщины с распущенными волосами: "Ходит как русалка". Собственно, само слово "русалка" фигурировало исключительно в художественной литературе: в российской глубинке обольстительных обитательниц речных и озерных омутов именовали купалками, шутихами, лоскотухами и разными другими именами. Слово же "русалка", по мнению знаменитого историка С. Соловьева, произошло от доминирующего среди этих существ цвета русых волос.
В легендах и сказаниях славян также часто даются подробные описания этих человекообразных существ. Их можно условно подразделить на несколько категорий:
- Водяницы с человеческими ликами, у которых вместо рук и ног были плавники-ласты. Этот вид отдаленно напоминает морских тюленеобразных млекопитающих.
- Берегини - водяные полудевы, имеющие человекообразный облик, руки, груди и ластообразный хвост. Иногда их еще называли Речными девами, Свитежанками, Плюсконами, Богуньками и, кстати, конкретноР усалками.
- Среди Водяниц встречались особи мужского пола, названные Водниками или Водяными.
- Среди Берегинь мужские особи назывались Езерниками, Озерниками или Озорниками.
- Водан, или Водон, он же Морской Бог Посей-Дон ("дон" на старославянском - "река"). Согласно древним легендам, являлся прародителем человеческого рода Атлантов. Имел голову, туловище и руки, как у человека, а нижняя часть его тела заканчивалась дельфинообразным хвостом с ластами. В сказаниях славян его еще называют Морской Змей или Морской Царь.
Широко также распространено поверье, что в особую, Русальную (Духовскую) неделю русалки ходят нагими по лесу и пытаются обратиться к людям с просьбой дать им имя и одежду. В такой просьбе русалке отказывать ни в коем случае нельзя: она отомстит за обиду и непременно погубит. Им непременно нужно бросить платок, любую одежку, даже просто рукав от платья оторвать, если нет под рукой ничего другого. Считается также, что русалки похищают у заснувших без молитвы женщин различные вещи и еду.
Иллюстрация Wenqing Yan
Греческий философ Элладий (в изложении Фотия 820-893 гг. н.э.) рассказывает историю человека по имени Оэ (Яйцеголовый), который появился из вод Красного моря. У него было тело рыбы, но человеческие руки, ноги и голова, и он учил людей астрономии и грамматике. Далее философ говорит: "Кое-кто утверждает, что он вышел из Великого Яйца (очевидно, космического аппарата, приводнившегося на море - почему и получил такое имя) и что на самом деле он был человеком, но одетым в "рыбью чешую" (космический скафандр). Из других источников сообщается также, что когда этот яйцеобразный корабль опускался в воду реки, то он начинал под водой ярко светиться.
В наши дни русалки отнюдь не пропали. Где они только не встречаются - от Ньюфаундленда до Больших Зондских островов. Два подробно документированных случая зафиксированы на побережье близ канадских городов Ванкувер (между 1870 и 1890 гг.) и Виктория (1967 г.). В Карибском море, похоже, русалок не меньше, чем сельди в Северной Атлантике: аборигенное население многочисленных островных государств региона называет их айкайя и советует при встрече дарить им цветок гибискуса. Гаитянский культ вуду посвящает им специальные религиозные церемонии.
В феврале прошлого года работы на двух резервуарах близ городов Гокве и Мутаре в Зимбабве были прекращены, поскольку рабочие отказывались выходить на смену. Руководству они заявили: "Русалки от нас потребовали под страхом смерти покинуть этот район". Об инциденте был извещен министр водных ресурсов Самуэль Сипепа Нкомо, который, в свою очередь, проинформировал о случившемся правительство страны.
По свидетельству очевидцев, показанных недавно в одном российском научно - популярном фильме, военные аквалангисты в Ладожском озере обнаружили недалеко от берега плавающих на небольшой глубине нескольких необычно больших человекообразных существ, и им была дана команда выловить хотя бы одного из них. Но как только военные аквалангисты приблизились к этим удивительным подводным существам, то тут же были подвержены какому-то необычному воздействию, в результате которого они на короткое время потеряли сознание и очнулись только на поверхности воды. По своим характерным признакам это необычное воздействие на людей, очень сильно напоминало действие электрошока.
Источник echo.az