Поздравляем с наступлением важного сакрального периода года! Самайн, Halloween, Макошь. «Рыба, пиво, орехи, колбаса – вот что положено в Самайн – огонь в веселом стане на холме, сбитое молоко, хлеб и свежее масло». В языческом прошлом празднество длилось семь дней, отмечавшихся играми, обильными пиршествами и пиром.

  В общенародном смысле Самайн несёт тройственное значение:

  • Время последнего перед зимой урожая, забой скота на зиму,
  • Праздник почитания пращуров и павших воинов,
  • Магическая точка наивысшего значения прилива разрушения, когда производятся магические действия – вдали от общинных домов, в запретных чащобах и на холмах «Ведьминых Шабашей».

  Самайн кельтов – это центральный праздник года, сакральный новый год. Это праздник открытия Врат – соединение миров живых и мира мертвых, точка встречи с Силами, откровений Судьбы. Бессмертные приходят в мир людей, а герои получают доступ в Сид (потусторонний мир): в этот краткий период происходят сраженья, браки людей с обитателями Сида, уплата всевозможных долгов.

  Одно из названий праздника – «Время Погасших Огней». На космогоническом уровне это означает самые первые часы творения мира – еще до творения огня, часы, когда мир еще не устроен. Хаос, из которого рожден маленький островок мира, торжествует вокруг, силы его велики, а защита космоса еще слаба, и грядущий порядок, без которого невозможна жизнь ни Богов, ни людей, только предстоит устроить. Даже в устроенном мире людей, защищенном оградами домов и словами сильных песен, наступает ночь, когда порождения Хаоса, вспоминая свое былое всевластие, вырываются на свободу, чтобы промчаться в триумфальной скачке по небу над землею, не разбирая пути. Во время празднования жгли костры. Друиды, при помощи оставляемых огнем на костях убитых животных рисунков, предсказывали будущее. Через костры прыгали люди, или же проходили между двумя рядом стоящими высокими кострами. Данный ритуал обозначал очищение огнем. Часто между кострами также проводили скот.

  Элементы англо-ирландского Дня Всех Святых примерно те же, что и во времена друидов:

  • общий костер и шествия с факелами;
  • время погасших огней – гасятся все огни в деревне, затем зажигаются вновь от общего костра;
  • ряжение в «Нечистых духов».

  Зажжение костра объясняется как «помощь Солнцу», но вместе с тем и как очищение, защита от нечистой силы. Обряжаясь в леших, фей и прочую нелюдь, люди как бы сами становятся ею, вспоминают об едином истоке жизни, дальнем родстве миров и заручаются благосклонным отношением от нелюди.

  Подпишитесь на новости сайта, заполнив всего два поля (колонка справа от материала) и не пропустите ни одного сакрального праздника или даты!

  У наших балтских собратьев период самайнских празднований напрямую был связан с почитанием памяти предков, как непосредственно ушедших членов семьи, так и великих героев прошлого. Как пишет Дж. Длугош, в XV веке празднование времени душ или духов, начиналось сразу после сбора урожая (конец сентября – начало октября); люди собирались в «лесистых рощах», каждый род возжигал свои костры, приносились еда и питье, и празднования, в ходе которых возносились жертвы богам и предкам, продолжались до конца октября.

  Собственно точка Самайна – Velineses, последний день месяца, отмечался и по сей день отмечается балтами как домашний праздник, которому предшествует посещение могил и поминовение предков. На могилах накрываются «маленькие столы для мертвых» со свечами и едой. В ходе собственно праздника стол засыпается соломой, поверх которой кладется чистая скатерть, а на нее уже ставятся блюда и напитки. Перед началом трапезы глава дома наполняет жертвенную чашу (kausas, ранее - kaukole, чаша, сделанная из черепа) зерном, мукой и солью и высыпает жертву в очаг, чтобы почтить «Всех наших мертвых друзей». Засим следует круговой рог с медом или пивом и собственно пир, в ходе которого особо почитаемым мертвым может ставиться пустая тарелка с чашей, символически наполняемые от всех съедаемых блюд. Перед пиром глава дома обращается к «теням мертвых, всем им, кто помнит этот дом», и приглашает их присутствовать на общем празднике на радость себе и живым.

  Самайн для славян – время Старших Богов, по характеру созвучных суровой, стареющей зимней природе. Чествуют Велеса и Мокошь.

Источник

You have no rights to post comments